Н.и.колпащиков «к вопросу о консультационно-информационном обслуживании малых форм хозяйствования» (с.николаево, фаленский район, 03.12.2014)

    Н.и.колпащиков

    Н.И.Колпащиков

    Н.И.Колпащиков «К вопросу о консультационно-информационном обслуживании малых форм хозяйствования» (с.Николаево, Фаленский район, 03.12.2014)

    Оказанием консультационных услуг представителям малых форм хозяйствования на селе сотрудники областной консультационной службы «Клевера Нечерноземья» занимаются с 2009 года. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 1,2 ст. 3) к данной категории относятся: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ведущие сельскохозяйственное производство на территории Кировской области.

    В 2012 году в результате конкурсного отбора Минсельхоза РФ в нашей области (в числе ряда других регионов) оказывается государственная поддержка К(Ф)Х на условиях софинансирования (федеральный, областной бюджет, собственные средства фермера) с целью реализации программ «Поддержка начинающих фермеров», «Развитие семейных животноводческих ферм». В связи с этим интерес к консультационным услугам «Клеверов» значительно возрос. (Кроме того, на господдержку в рамках данных программ имеют право и индивидуальные предприниматели – главы крестьянских (фермерских) хозяйств и фермерские хозяйства, созданные в начале 90-х годов прошлого века в форме юридических лиц).

    Консультационные услуги, оказанные специалистами центра сельхозконсультирования «Клевера Нечерноземья» в течение 3 лет, с немалой степени способствовали получению государственной поддержки в форме грантов и реализации проектов развития в 36 К(Ф)Х области.

    Консультанты центра сотрудничают с участниками конкурсного отбора, как в период подготовки документов на конкурс в департамент сельского хозяйства, так и в дальнейшем в период реализации проектов по поддержке начинающих фермеров, развитию семейных животноводческих ферм.

    На первом этапе потребители консультаций получают исчерпывающую информацию об основных положениях областных программ и подробные разъяснения по вопросам формирования пакета документов, проведения конкурсного отбора. Затем по заявке потенциального участника конкурса консультанты выезжают в хозяйство и оценивают перспективы его развития на месте: например, анализируют наличие материальной, технической и кормовой базы для животноводства, возможность строительства убойных пунктов, переработки и реализации продукции. Кроме того, особенно важны консультации по вопросам разработки бизнес–планов.

    Работа консультанта с участником программы не заканчивается с получением гранта, но продолжается консультированием по вопросам ведения договорной, претензионной и исковой деятельности, решения кадровых вопросов.

    Как показал опыт реализации программ, сам по себе грант не решает всех проблем хозяйства. Одной из основных проблем, с которой сталкивается фермер, является сбыт произведенной продукции. Себестоимость продукции К(Ф)Х достаточно высока (впрочем, как и ее качество), но переработчиков в главным образом интересуют объемы, и, естественно, цена. Цены за продукцию предлагают низкие (например, быки мясных пород по цене мяса коров). Строительство собственных убойных пунктов и цехов переработки с финансовой точки зрения многим фермерам не доступно. Поэтому производители высококачественной продукции вынуждены реализовывать ее по цене, едва покрывающей расходы хозяйства.

    В ряде районов главы К(Ф)Х испытывают серьезный дефицит кадров. Даже граждане, состоящие на учете по безработице в службе занятости, не желают работать в сельском хозяйстве.

    Между тем следует обратить внимание на 2 вопроса:

    1. Выполнение технологических требований в растениеводстве и животноводстве.

    2. Выполнение требований бухгалтерского и налогового учета.

    Одной из проблем является низкая правовая грамотность фермеров, недостаток технических, экономических, зоотехнических и иных знаний, позволяющих сделать процесс производства продукции в хозяйстве более эффективным.

    Несомненно, профессиональные консультации зоотехников и агрономов способствуют решению производственных задач, стоящих перед МФХ.

    Приведу один характерный отрицательный пример: начинающий фермер в 2013 году столкнулся с недобросовестным поведением продавца, который реализовал скот без приложения к договору купли-продажи перечня с номерами переданных животных, а сотрудники ветеринарной службы при составлении актов о падеже животных не прочитали на ушах животных номера и не внесли их в акт. В результате глава К(Ф)Х понес убытки, связанные с приобретением телят, их лечением, а так же - анализом патматериалов павших животных. При этом продавец сослался на то, что его вины в падеже нет и к тому же добавил, что фермер не сможет доказать, что данные животные принадлежали именно хозяйству продавца.

    Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения. Со средневековья начинается непосредственное регулирование хозяйственных операций при помощи бухгалтерского учета. Эта тема актуальна и в настоящее время, как для крупных предприятий, так и для малых форм хозяйствования.

    8 ноября Владимир Владимирович Путин принял участие в Пленарном заседании ОНФ.

    По теме «Поддержка отечественного товаропроизводителя» слово было предоставлено предпринимателю Евгении Юрьевне Уваркиной из Липецкой области (80 тыс. га сельхозугодий, занимается производством зерна, картофеля, ведением молочного скотоводства). Она привела фактический пример, что в 2013 году объемы производства молока в РФ составили 30,5 млн. тонн, а реализации - 17 млн. тонн. То есть 13 млн. тонн молока «повисли в воздухе». Очевидно, проблема учета сельскохозяйственной продукции более чем актуальна в ряде регионов Российской Федерации.

    Главы К(Ф)Х, организуя свое предприятие, выбирают вид деятельности, способы ведения хозяйствования, систему налогообложения (общую, ЕСХН,УСН); составляют график отчета: подведомственной организации, ИФНС, во внебюджетные фонды, статистику…

    Чтобы вести хозяйственную деятельность рационально, эффективно, получать максимальный доход, необходимо, в первую очередь, наладить первичный бухгалтерский учет. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств должны знать, что у них есть в наличии, что еще необходимо приобрести, куда направить средства, какой результат можно получить. Они обязаны трудоустроить как минимум трех работников, начислить заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды минимум 328 тыс. рублей (в том числе заработная плата составит 250 тыс.руб.) и вести по ним первичный учет по начисленной, выплаченной заработной плате, делать отчисления во внебюджетные фонды, удерживать налоги и отчитываться по ним ИФНС, ПФ РФ, ФСС.

    При работе предприятия на УСН И ЕСХН необходимо вести книгу доходов или книгу доходы минус расходы ( или регистры учета). Все эти документы заполняются на основании первичных учетных документов.

    Рассмотрим пример: крестьянское (фермерское) хозяйство решило заниматься откормом крупного рогатого скота, у него есть земля, необходимая техника, оборудование и так далее. На все это необходимо иметь соответствующие документы. Фермер купил поголовье КРС у организации (договор купли-продажи, накладная, счет или счет–фактура, ветеринарное свидетельство, справка о благополучии стада), у физического лица (акт закупа или договор купли-продажи, справка из администрации поселения о наличии личного подсобного хозяйства).

    Далее это поголовье КРС ставим на учет в хозяйстве, оформляем на это поголовье ведомость расхода кормов, в конце месяца проводим взвешивание или обмер поголовья, определяем прирост за месяц, заполняя ведомость взвешивания животных. Все данные по наличию и по движению скота заносим в отчет по движению скота. Формы первичных учетных документов должны быть заполнены в соответствии установленных граф.

    Почему обращаю на это внимание? Одно из сельхозпредприятий «халатно», мягко сказать, отнеслось к заполнению первичных учетных документов (закуплен скот на забой, а оформлен откорм), в данный момент стоит вопрос о переводе с ЕСХН на общую систему налогообложения со всеми вытекающими последствиями – доначисление налога, начисление пени и штрафов.

    Другой пример, СПССК заключил договор на реализацию молока с организацией (покупателем), молоко отгружали, выписывали накладные, подписывали представителем покупателя, скрепляли печатью, делали акты сверки, которые подписали руководители организации (покупателя) и организации (поставщика), скрепили акт печатями; покупатель отказалась произвести расчет за поставленное молоко. Предприятие обратилось в Арбитражный суд, но он отказался принять документы к исполнению – не была предоставлена доверенность на получение молока поставщику от покупателя.

    Первичные учетные документы необходимы не только для отчета в контролирующие органы, но и для получения субсидий.

    Например, организация провела полевые работы: предпосевную обработку почвы, посеяли семена, провели уборку зерновых культур, но документально не оформили, т.е. не списаны семена на посев (акт № 9), не оприходовано зерно ( ведомость № 24 движения зерна и другой продукции, акт № 8 на сортировку и сушку продукции растениеводства, внутрихозяйственную накладную по приходу на склад). Все эти данные необходимы для отчета в органы статистики (форма 29 сх) и в дальнейшем претендовать на получения погектарной субсидии.

    Ведение учета в «школьной тетрадке» - это не учет.

    Для этого ЦСХК «Клевера Нечерноземья» разработаны методические рекомендации по правильному заполнению, ведению первичных учетных документов:

    - документы бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях (в 2-х частях);

    - рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

    Имеются в К(Ф)Х и иные проблемы, за разрешением которых фермера могут обратиться в Центр сельскохозяйственного консультирования, ведь именно здесь за счет средств областного бюджета (а так же на платной основе) специалисты - агроном, зоотехник, бухгалтер, юрист - не просто дадут свои рекомендации, но и помогут подготовить необходимые документы.